Joyú Sumako no koi

Joyú Sumako no koi
 Любовь актрисы Сумако
   1947 - Япония (96 мин)
     Произв. Shochiku, Киото (Хисао Итоя)
     Реж. КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ
     Сцен. Ёсиката Ёда по одноименной пьесе Хидэо Нагаты
     Опер. Снгэто Мики
     Муз. Хисато Осава
   · В ролях Кинуё Танака (Сумако Мацуи), Со Ямамура (Хогэцу Симамура), Эйдзиро Тоно (Сёйё Цибети), Кикуэ Мори (Итико Симамура), Тиэко Хигасияма (Синнэй Накаяма), Тэруко Киси (Сэн), Эйтаро Одзава (Китидзо Накамура).
   Начало XX в. В театральной школе, одна из целей которой - преодолеть рамки театра кабуки и следовать идеалам современного зарубежного театра, - 42-летний Симамура заканчивает лекцию об Ибсене. Он говорит о конфликте между необходимостью жить честно и горькой реальностью общественной жизни. «Искренность, сталкивающаяся с отчаянными ситуациями, - говорит он в заключение, - вот какова главная характеристика эры современного театра, которую открыл для нас Ибсен». На собрании школьного начальства ему разрешают постановку «Кукольного дома». Но требуется найти достойную актрису на роль Норы. Актриса Сумако Мацуи решила уйти от второго мужа. Она объясняет Симамуре, что пыталась покончить с собой после 2 неудачных браков. Она сможет мириться с жизнью, лишь полностью раскрывшись как женщина и как актриса. Симамура уверен, что нашел в ней свою Нору.
   Начинаются репетиции. В поисках совершенства Сумако днем и ночью работает над текстом. Симамура отказывается прийти на официальное знакомство его дочери с женихом. Такие формальности кажутся ему устаревшими. Он считает, что его дочь сама должна найти любовь и выбрать себе подходящего мужчину. Но дочь огорчена его решением: она думает, что на всю жизнь останется без мужа. Премьера «Кукольного дома» проходит с успехом. Симамура и Симако не хотят больше расставаться: теперь для них главное - только совместная работа на сцене. И он, и она бросают семьи и начинают жить вместе. Друг Симамуры говорит, что готов ему помочь. Актриса и режиссер основывают Художественный театр, который проживет лишь год, а затем падет жертвой внутренних раздоров.
   Из-за финансовых неурядиц Сумако, триумфально сыгравшая в «Воскресении» по Толстому, вынуждена участвовать в долгих гастрольных турне, которые изматывают ее и лишают возможности работать в полную силу. После этого труппа наконец обретает постоянное место для репетиций, и государственный театр предоставляет для их спектаклей свою сцену. Сумако болеет вот уже несколько дней. Затем Симамура теряет сознание на репетиции. Его болезнь (тяжелею пневмонию) не принимают всерьез, но через несколько дней он умирает. Сумако думает, что без него больше никогда не сможет играть. Тем не менее, она вновь выходит на сцену, и вновь ее ждет успех. Временами она спрашивает у портрета Симамуры, хорошо ли она сыграла. Она играет главную роль в «Кармен». В антракте она продолжает неустанно репетировать и призывает партнера проявить больше страсти в сцене убийства. Становится известно, что она покончила с собой после спектакля. Стоя у ее тела, заваленного цветами, друзья и коллеги отдают последние почести ей и Симамуре: людям, проложившим путь современному театру.
    Важнейшая, хоть и малоизвестная картина Мидзогути, Любовь актрисы Сумако, снятая сразу же после Пяти женщин Утамаро, Utamaro о meguru gonin no onna, знакомит нас с некоторыми ключевыми аспектами художественного кредо Мидзогути, и в этом отношении 2 фильма идеально дополняют друг друга. Утамаро рассказывал о гении-одиночке, художнике из прошлого; Сумако описывает совместную работу театральной актрисы (скончавшейся в 1918 г.) и режиссера, почти наших современников. Сумако - прежде всего фильм о страсти, о жизненной силе, бурлящей в обоих героях и приводящей к тому, что они больше не могут обходиться друг без друга. Эта жизненная сила сама собой выметает из их частной жизни все отжившие социальные ритуалы - точно так же, как в их работе стряхивает пыль академизма со старого театра. Эта сила разрушительна, но в то же время несет освобождение; в ней есть что-то беспощадное и пронзительное, рожденное мастерством Мидзогути, которое в этот период достигло наивысшей утонченности. Неподвижность планов, расположение персонажей в границах кадра создают эмоцию, финальные аккорды которой (см. сцену, где Симамура уходит от жены, тещи и дочери) всегда раздаются за кадром, вне пространства плана, и в итоге существуют лишь в сердце зрителя. Именно в этом фильме, где персонажи отдают все свои силы служению тому, что следует назвать (хотя это выражение опошлено многими) «религией искусства», Мидзогути, как и в Утамаро (и снова через опосредованных персонажей), точнее всего высказывается о самом себе.
   N.В. Тот же сюжет (жизнь актрисы Сумако Мацуи) был раскрыт в том же году в фильме Тэйносукэ Кинугасы Актриса, Joyu.

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Joyú Sumako no koi" в других словарях:

  • L'Amour de l'actrice Sumako — (titre original : Joyû Sumako no koi) est un film japonais réalisé en 1947 par Kenji Mizoguchi. Il relate la vie de la comédienne Sumako Matsui, morte en 1918. Le même sujet fut traité la même année par Teinosuke Kinugasa (Joyû/L Actrice),… …   Wikipédia en Français

  • Kenji Mizoguchi — Born 16 May 1898(1898 05 16) Hongo, Tokyo, Japan Died …   Wikipedia

  • Yoshikata Yoda — est un scénariste japonais né le 14 avril 1909 et mort le 14 novembre 1991. Il a participé à l écriture de plus de 130 films entre 1931 et 1989. De 1936 à 1956, il fut notamment l un des principaux collaborateurs de Kenji… …   Wikipédia en Français

  • Kinuyo Tanaka — in Jinsei no onimotsu (1935) Tanaka Kinuyo (jap. 田中 絹代; * 28. November 1910 in Shimonoseki, Präfektur Yamaguchi; † 21. März 1977) war eine japanische Schauspielerin und Regisseurin. Tanaka begann ihr …   Deutsch Wikipedia

  • Tanaka Kinuyo — Kinuyo Tanaka in Jinsei no onimotsu (1935) Tanaka Kinuyo (jap. 田中 絹代; * 28. November 1910 in Shimonoseki, Präfektur Yamaguchi; † 21. März 1977) war eine japanische Schauspielerin und Regiss …   Deutsch Wikipedia

  • Kinuyo Tanaka — Dans Jinsei no onimotsu (1935) Données clés Naissance …   Wikipédia en Français

  • Kenji Mizoguchi — Données clés Naissance 16 mai 1898 …   Wikipédia en Français

  • Mizogushi — Kenji Mizoguchi Kenji Mizoguchi Naissance 16 mai 1898 Tōkyō  Japon …   Wikipédia en Français

  • МИДЗОГУТИ Кэндзи — (16. 05. 1898 24. 08. 1956), японский режиссер. Один из зачинателей киноискусства, оказавший влияние на формирование стилистики японского традиционного фильма. Окончил художественное училище в Токио. В 1920 году ассистент режиссеров Тадаси Огути… …   Энциклопедия кино

  • ТАНАКА Киние — (29. 11. 1909 21. 03. 1977), японская актриса, режиссер. Дебютировала в кино в фильме «Женщина эпохи Гэнроку» (1924), успешно снялась в роли Окину в ленте «Деревенская невеста» (1928). Играла главным образом у режиссеров Хироси Симидзу, Хэйноскэ… …   Энциклопедия кино

  • Kenji Mizoguchi — Nacimiento 16 de mayo de 1898 …   Wikipedia Español


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»